Самосознание личности

Самосознание личности

Самосознание личности – способность человека осознанно воспринимать свой внутренний мир, личные интересы, потребности, ценности, желания, мысли, эмоции, мотивы, и понимать взаимодействие с окружающим миром и людьми. Развитие самосознания личности возникает с рождения и формируется на протяжении всей жизнедеятельности человека. В психологии существует 3 точки зрения происхождения самосознания. Однако традиционным направлением является 1 теория.

Содержание

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности возникает и начинает развиваться с младенческого возраста. Развитие самосознания проходит в несколько важных этапов, которые подразделяются на следующие стадии:

  • 1 стадия (до 1 года). Новорожденный на данной стадии выделяет себя от внешнего мира, людей и предметов. В самом начале ребенок не испытывает отличия от окружающих и близких людей. Игры для моторного развития помогают со временем осознать свой собственный потенциал. При возникновении и развитии речи наблюдается изменение взаимоотношений с окружающими людьми.
  • 2 стадия (1-3 лет). В возрасте от 1 года до 3 лет у детей наблюдается напряжение и значительное развитие психической деятельности. Самосознание личности ребенка вызвано стремлением выполнять определенные действия. Именно на начальных и неустойчивых этапах мотивации начинается осознание своего внутреннего мира.
  • 3 стадия (3-7 лет). Развитие в раннем дошкольном возрасте происходит в плавной и равномерной последовательности. Дети старше 2-х лет стремятся испытывать собственную независимость и сравнивают себя с окружающими людьми. Попытки завоевать личную самостоятельность приводят к конфликтам с родственниками и сверстниками.
  • 4 стадия (7-12 лет). На 4 стадии продолжается развитие личностного самосознания без видимых разногласий и препятствий. У детей выявляются ярко выраженные признаки в изменении сознания, связанные с социальными условиями.
  • 5 стадия (12-14 лет). Дети в подростковом возрасте начинают интересоваться собственной личностью. Развивается новый этап конфликтных ситуаций, когда ребенок стремительно старается выделиться среди сверстников и противостоять взрослому поколению.
  • 6 стадия (14 – 18 лет). Данный этап представляет собой особую значимость в развитии самосознания личности. Подростки ощущают новый уровень формирования своего внутреннего мира, который оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие самосознания.

Формы самосознания

Психологи установили, что самосознание человека имеет 4 различных формы, проявляющиеся следующим образом:

Самопознание включает познание своих личностных качеств, физических способностей и способствует развитию самоидентификации среди других людей. Самопознание включает в себя следующие процессы:

  1. Наблюдение за собственными действиями, поступками, решениями, воспроизведенными словами.
  2. Наблюдение за эмоциями и поведением окружающих людей после совершенных собственных поступков и высказанных фраз.
  3. Осознание того, как окружающие оценивают и воспринимают нас.
  4. Анализ своих эмоций, чувств, поступков, желаний, потребностей.

Основной целью самопознания является формирование полного представления о собственном духовном мире, возможностях, способностей, талантов.

Самоконтроль представляет собой получение информации о собственном существовании, желаниях, потребностях. Люди могут проконтролировать и скорректировать собственное поведение, выбрать правильное решение, изучить свои совершенные нравственные поступки. Человеку под силу изменить собственную деятельность, перестроить убеждения, избавиться от негативных и навязчивых мыслей, высказываний, поступков, которые противоречат адекватным установкам.

Самооценка является главным показателем восприятия собственных качеств и возможностей. Человек, обладающий повышенной самооценкой, способен рационально принимать решения и действовать целенаправленно. При заниженной самооценке людям приходиться постоянно прислушиваться чужого мнения, проживать свою жизнь с комплексом стереотипов и чувством вины. Завышенная самооценка приводит человека к игнорированию чужого мнения и ухудшению взаимоотношений с окружающими людьми.

Самопринятие позволяет принять собственную персону, как личность и научиться уважать самого себя. Человек вне зависимости от собственных качеств, способностей, талантов, знаний, воспринимает себя и свой внутренний мир полноценно. В данном случае у человека отсутствует критика в свой адрес, недостатки и совершенные ошибки. Он обладает максимальной уверенностью в собственных способностях и возможностях. Для этого проводится регулярная работа над своими мыслями, действиями, ощущениями, эмоциями.

Формирование самосознания личности

Формирование самосознания личности
Формирование самосознания личности

Формирование самосознания личности происходит следующим образом:

  1. В подростковом возрасте происходит формирование самосознания личности. Обычно данный этап начинается приблизительно в 11 лет и продолжается до 20 лет. На подростков оказывает значительное влияние собственный статус среди сверстников, друзей, знакомых. Юноши оценивают собственные мысли, свою деятельность и соотношение внутреннего мира с воображаемым, которые для них являются идеальным. Главными аспектами в формировании самосознания личности является мировоззрение и самоутверждение индивида.
  2. Мировоззрение – комплекс полноценных суждений человека о собственной личности, окружающей действительности и жизненных поступков людей. Основой мировоззрения служат накопленные опыт и знания на протяжении длительного периода времени. Характер также является ключевым звеном данного аспекта.
  3. Самоутверждение – поведение личности, обусловленное повышенной самооценкой и поддержанием интересующего общественного статуса. Самоутверждение зависит от семейного воспитания, существующих возможностей и индивидуальных способностей личности. Человек самоутверждается при помощи собственных достижений или воображаемых успехов.
  4. К основным критериям формирования самосознания относятся: осознание необратимого времени и смысла жизни, формирование самоуважения к самому себе, понимание интимных физиологических особенностей, восприятие любви и романтических чувств.
  5. Социальная роль и статус являются важными критериями в формировании самосознания. Социальная роль характеризуется устойчивым социальным поведением, которая выражается в поведенческих реакциях, имеющих согласование с установленными нормами и собственными убеждениями. Социальный статус характеризует положение человека в обществе, включающий в себя комплекс прав и обязанностей. Социальный статус развивается с рождения и формируется на протяжении всей жизни.

Самосознание является важным атрибутом сформировавшейся личности и продолжает существовать на протяжении всей жизнедеятельности человека. Родителям следует проконтролировать процесс формирования самосознания у ребенка. В результате сформируется правильное самосознание и адекватная самооценка, которая позволит стать ему успешным человеком во взрослой жизни.

 

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии