Астено-невротический синдром – комплекс эмоциональных, неврологических, вегетативных и психических проявлений. Патология сопровождается слабостью, повышенной утомляемостью даже после полноценного отдыха, нестабильностью эмоционального фона. Часто возникают головные боли, и появляется физический дискомфорт.
Диагностика астенического невроза у детей заключается в клинической оценке состояния больного и проведении комплексного обследования. Лечение астенического невроза включает специально разработанную диету, режим дня, сеансы психотерапии и прием медикаментозных препаратов.
Содержание
Причины астено-невротического синдрома
Астено-невротическое состояние характеризуется комплексом этиологических факторов. Большинство соматических или инфекционных заболеваний сопровождается проявлениями астении.
Особенно дети подвержены подобному состоянию, у которых наблюдается лабильность нервно-психических процессов и их резкая истощаемость. Длительный период течения болезни и ярко выраженные симптомы патологии вызывают формирование невротического синдрома.
Характерным фактором заболевания у детей является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, возникающая под воздействием перинатальных факторов. Причинами астении являются повышенные нагрузки в школе, творческих кружках и секциях. Невротический синдром часто развивается при нестабильном микроклимате в семье, проблемах во взаимоотношениях со сверстниками.
Механизм развития астено-невротического синдрома заключается в психологических, социальных, инфекционно-иммунных факторах, которые оказывают негативное воздействие на детскую нервную систему. Основным звеном в развитии патологии является отклонение в работе лимбико-ретикулярного комплекса, который регулирует реакции детей при воздействии стрессовых факторов.
Симптомы астено-невротического синдрома
Основными проявлениями астено-невротического синдрома являются следующие признаки:
- Резкое утомление и слабость.
- Нарушение концентрации памяти и мышления.
- Снижение способности к переключению внимания.
- Двигательное беспокойство и суетливость.
- Отсутствие воспитанности и усидчивости.
К признакам невротического синдрома относятся психоэмоциональные симптомы. У детей наблюдается беспричинная смена настроения, повышенная раздражительность, нервозность. Возникает подавленное настроение, которое со временем в подростковом возрасте формируется в депрессию. Характерными признаками являются ярко выраженные эмоциональные реакции на незначительные события и обстоятельства.
Отличительной особенностью астении считается отсутствие улучшений эмоционального состояния после полноценного отдыха. При естественной усталости после ночного отдыха дети испытывают прилив энергии и сил. При наличии астении после длительного отдыха облегчений не наблюдается. Неврологические симптомы сопровождаются соматическими проявлениями: появляются мышечные и головные боли, бессонница в ночные часы.
При длительной астении у ребенка происходит формирование астено-невротического синдрома. У подростка наблюдается тревожность и мнительность, возникают конфликты в семье, школе, появляется чрезмерное волнение перед незначительными событиями (самостоятельные и контрольные работы в школе, поход в гости, встреча со сверстниками или друзьями). В некоторых случаях у детей проявляются ярко выраженные симптомы ипохондрии.
Диагностика
Опытный педиатр или детский невролог легко выявляют наличие астении. Специалист детально изучает жалобы и обстановку в семье ребенка, беседует с ним, использует специальные психодиагностические опросники и тесты. Пациенту рекомендуется консультация детского психиатра для своевременного выявления психологических черт личности и возможных нарушений социальной адаптации, которые спровоцировали развитие астении.
Затруднения при диагностировании патологии обычно возникают при наличии невротического состояния. Для подтверждения или опровержения поражения ЦНС проводится:
- Эхоэнцефалография.
- ЭЭГ.
- КТ или МРТ головного мозга.
В случае на подозрение соматических заболеваний, специалист направляет пациента на осмотр и консультацию специалистов узких профилей.
Лечение астено-невротического синдрома у детей
Лечение астено-невротического синдрома (астенического невроза) у детей заключается в немедикаментозных терапевтических методах, которые позволяют нормализовать полноценный образ жизни ребенка. Родителям необходимо контролировать соблюдение распорядка дня ребенка, направлять его к участию в активных играх, не перегружать дополнительными занятиями. Ключевым значением является создание и поддержание психологического комфорта в семье и в учебном заведении.
Диета должна содержать продукты, которые обогащены витаминами группы В (субпродукты, цельнозерновой хлеб, яйца) и триптофаном (нежирное мясо, сыр). Рекомендуется исключить газированные напитки и острые снеки. С подростками специалист проводит беседу по поводу вреда алкогольных и энергетических напитков, которые усугубляют эмоциональное и физическое состояние.
Для устранения внутри личностных конфликтов и психотравмирующих ситуаций потребуется длительная работа с психологом. Специалист проводит индивидуальные занятия или использует семейную психотерапию, арт-терапию, музыкотерапию. Прием лекарств назначается в ограниченном количестве. При тяжелой форме астении рекомендуется прием нейрометаболических препаратов, витаминов, растительных адаптогенов.
Профилактика
Проявления астено-невротического синдрома не представляют серьезной угрозы для ребенка. Однако длительный период течения астении значительно снижает качество полноценной жизни, нарушает физическое здоровье и интеллектуальное развитие. Несмотря на современные методы лечения в области педиатрии наблюдаются сложные задачи, требующие опыта и знаний грамотных специалистов, составление комбинаций немедикаментозных методов и лекарственной терапии.
В качестве профилактических мер невротического синдрома рекомендуется приучать детей к здоровому образу жизни, полноценному сну и отдыху, предотвращать появление травмирующих ситуаций в семье и детских учреждениях. Повседневные занятия должны включать умеренные умственные и физические нагрузки, время на отдых и общение со сверстниками.