Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей

Тревожные расстройства у детей – аффективные нарушения, характеризующиеся эмоциональным перенапряжением, беспокойством, страхом. Переживания ребенка сопровождаются предчувствием негативных ожиданий, касающихся жизни, здоровья, школы, отношений в семье и со сверстниками.

В некоторых случаях тревожность провоцирует появление навязчивых мыслей, фобий, панических атак, кошмаров в ночные часы. Диагностика проводится на основе общей клинической беседы и наблюдений за ребенком. Дополнительно используется психодиагностическое обследование. Лечение включает когнитивно-бихевиоральную психотерапию в комплексе с медикаментозными препаратами.

Причины тревожного расстройства у детей

Тревога – естественная реакция, усиливающая концентрацию внимания и активизирующая механизмы борьбы или бегства в ситуации угрожающей здоровью. Усиление тревоги приводит к нарушению адаптации. Постоянное психофизиологическое напряжение вызывает истощение нервной системы. Причинами тревожного расстройства у детей являются следующие факторы:

  • Наследственный фактор. Результаты проведенных исследований доказывают, что склонность к повышенной тревоге вызывает наследственная предрасположенность. Наследственный фактор может быть обусловлен особенностями функционирования ЦНС.
  • Воспитание в семье. Тревога возникает и формируется вследствие определенных отношений родителей к ребенку. Развитие расстройств могут спровоцировать психические или астенические черты матери, гиперопека, жесткие воспитательные методы.
  • Психотравмирующее событие. Провоцирующими факторами тревожности ребенка являются переживания по поводу собственного заболевания, разлука с близкими людьми, резкое ухудшение материального достатка семьи, катастрофы, природные и военные катаклизмы.

Периодические проявления тревоги являются естественной реакцией организма, служат мотивацией поведения, обеспечивают высокий уровень целеустремленности для достижения желаемого результата. Однако регулярные и неконтролируемые переживания оказывают негативное воздействие на способность адекватной оценки ситуации. В тяжелых случаях наблюдается искажение восприятия повседневных событий.

Симптомы тревожных расстройств у детей

Симптомы тревожных расстройств у детей
Симптомы тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей сопровождаются следующими проявлениями:

  1. Чрезмерное беспокойство. Дети ощущают сильное эмоциональное напряжение, негативное переживание и беспокойство. Повышенное чувство тревоги вызывает трудности концентрации памяти и внимания. Усиленная нервозность сопровождается раздражительностью, плаксивостью, страхом. Характерными проявлениями служит вздрагивание при внезапном появлении резкого звука, изменении уровня освещения, неожиданном прикосновении к телу. В поведении наблюдаются значительные изменения: дети избегают общения, прогулок, активных игр, реже употребляют определенные продукты питания.
  2. Физические симптомы. При тревожных расстройствах у детей наблюдается беспричинная усталость, слабость, головокружение, головные и мышечные боли, дискомфорт в области живота и груди. Часто отмечается повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в теле, прилив жара или озноб, снижение аппетита или внезапное его повышение. В ночные часы нарушается режим сна, появляются частые пробуждения среди ночи.
  3. Устойчивые страхи. Наблюдается формирование боязни ситуации, которая не представляет реальной угрозы для жизни и здоровья ребенка. Дети в раннем возрасте начинают бояться темноты, высоты, разлуки с матерью. У детей в дошкольном возрасте активно развивается воображение. Страхи обычно возникают на фоне выдуманных сказочных чудовищ или монстров. У школьников появляются социальные фобии, сопровождающиеся боязнью общения и публичного выступления. Подростки ощущают страх потери самоконтроля, приближающейся смерти. Тревога после психотравмирующей ситуации характеризуется частыми воспоминаниями в кошмарных сновидениях по ночам.

Осложнения

Тревожные расстройства часто приводят к осложнениям, которые дети не способны понять. Они не в состоянии сообщить взрослым об упадке сил, подавленном настроении, повышенной тревоге. Подростки замыкаются в себе и не рассказывают родителям о навязчивых мыслях, которые их беспокоят из-за осуждения и непонимания со стороны близких людей. Длительный период тревожных расстройств может вызвать хроническую депрессию и значительные поведенческие изменения.

Диагностика

Диагностика тревожных расстройств проводится врачом-психиатром следующим образом: специалист беседует с родителями и ребенком, собирает клинические данные о состоянии пациента, уточняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий центральной нервной системы, уточняет жилищные условия ребенка и особенности его адаптации в детском саду или школе. Диагностическое исследование включает:

Клиническая беседа. Специалист в процессе общения с ребенком определяет причину тревоги – страхи, уровень взаимоотношений в семье и школе, восприятие учебной нагрузки, воспоминания о психотравмирующих событиях. При ярко выраженных признаках тревожности у детей наблюдается пассивный образ жизни. Однако при установлении с ними доверительного контакта ощущается доброта и открытость.

Специализированное наблюдение. Психиатр оценивает эмоциональное состояние и поведение ребенка. Для тревожных расстройств характерно подавленное настроение, эмоциональная скованность, снижение двигательной активности, внезапные реакции на внешние раздражители (неожиданный звук, стук, слишком громкие голоса). Дети в дошкольном возрасте стараются не отходить от матери и не смотрят в глаза.

Опросники. Специалист предлагает подросткам ответить на определенные вопросы, которые помогут выявить наличие повышенной тревоги. Для этого используют шкалу Спилбергера-Ханина, тест для определения уровня школьной тревоги Филлипса и тест тревожности Бека.

Лечение тревожных расстройств у детей

Лечением тревожных расстройств у детей занимаются исключительно психиатры и психотерапевты. Однако для успешной реабилитации потребуется максимальная поддержка со стороны родителей и ближайших родственников. Курс лечебных процедур устанавливается специалистом в индивидуальном порядке. При легкой форме расстройств достаточно 1 курса психотерапии и поддержки родителей. При тяжелой форме потребуется длительный прием медикаментозных препаратов и периодическое посещение психолога.

Терапевтическое лечение включает следующие методики:

  • Психотерапия. Психотерапевт проводит с ребенком сеансы когнитивно-поведенческой психотерапии, позволяющие скорректировать негативные установки, заменить их на позитивные суждения. В процессе проведения сеансов обучает пациента технике самоуправления и самоконтроля над собственными эмоциями и поведением. В результате ребенок сможет самостоятельно принимать решения в самых сложных ситуациях и не поддастся влиянию стрессовых факторов. Тревога, вызванная страхами или фобиями, устраняется с помощью техники систематической десенсибилизации.
  • Семейная психотерапия. Для устранения тревоги у ребенка потребуется коррекция эмоционального фона родителей и проблем в семейных отношениях. Психотерапевт для данных целей использует техники когнитивной психотерапии и гештальт-терапии. В результате налаживаются семейные взаимоотношения, осуществляется контроль над собственными эмоциями, повышается стрессоустойчивость.
  • Медикаментозная терапия. Прием медикаментозных препаратов предназначен при умеренных и тяжелых симптомах тревоги. При длительной терапии назначаются антидепрессанты, селективные ингибиторы обратного захвата (СИОЗС).

Для полного устранения тревожных расстройств у детей потребуется своевременное обращение к специалисту, правильно подобранное лечение и готовность членов семьи оказать поддержку ребенку для облегчения его эмоционального состояния.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии