Стресс у ребенка

Стресс у ребенка

Стресс у ребенка – нарушение психоэмоционального состояния, спровоцированного физическими, психическими и эмоциональными факторами. Дети в раннем дошкольном возрасте часто подвергаются воздействию стрессовых ситуаций, вызывающие переживания, волнения, тревогу, страх.

Стрессовое состояние у детей возникает на фоне неправильного воспитания родителей, при поступлении в дошкольное заведение или общеобразовательное учреждение, общении со сверстниками, в подростковом возрасте. Стресс у детей провоцирует эмоциональную перестройку всего организма и адаптацию к социальной среде.

Причины стресса у ребенка

Внезапное изменение детского поведения связано со стрессом и психологическими травмами. У детей наблюдается слабость, резкая утомляемость, приступы тошноты, рвотные рефлексы, повышенная температура тела.

Основными причинами развития стресса у ребенка являются следующие провоцирующие факторы:

  • Расставание с родителями. Временная разлука с родителями вызывает у ребенка стрессовое состояние. Обычно негативные эмоции проявляются у детей при оформлении в детский сад или образовательную школу. Незнакомая социальная среда и отсутствие поддержки близких людей вызывают стресс.
  • Эмоциональный климат в семье. Стрессовое состояние у ребенка возникает при неблагоприятной обстановке в семье: регулярные ссоры взрослых, применение физической силы к одному из родителей, развод ,жестокое обращение с ребенком (крики, унижения, оскорбления, шлепки), переезд, смерть близких людей, рождение второго малыша.
  • Наследственный фактор. Хронические заболевания, нарушение эмоционального фона и психические расстройства родителей провоцируют у детей развитие стресса и депрессивных состояний.
  • Социальная среда. У детей в дошкольном возрасте стрессовое состояние возникает при знакомстве с социальной средой: посещение детских площадок, детских садов, творческих мероприятий. Причиной служит смена любящей домашней обстановки на регулярное общение со сверстниками.
  • Дошкольные учреждения. Наибольший стресс дети получают при посещении дошкольных учреждений. Самостоятельное нахождение в стенах заведения без участия родителей и регулярный контакт с ровесниками – приводят детей в замешательство, вызывая при этом тревогу и волнение. Особенно стресс у детей в дошкольном возрасте усугубляется конфликтными ситуациями со сверстниками и воспитателями. Негативное эмоциональное состояние наблюдается также при посещении лечебного учреждения, соблюдении распорядка дня в детском саду.
  • Общеобразовательные учреждения. Посещение общеобразовательных учреждений в младшем школьном возрасте приводит к нарушению эмоционального фона у детей. Причиной служит напряженное отношение с одноклассниками или преподавателями. Особенно усиливается волнение и тревожность при сильных умственных нагрузках и неуспеваемости в школе.

Стрессовое состояние возникает в результате конфликтов со взрослыми и сверстниками. В результате ребенок в глазах окружающих становится злым, безнадежным, безответственным, неадекватным. Особое влияние на развитие стресса оказывают просмотры шокирующих телепередач, ролики в социальных сетях, представляющие негативную информацию и провоцирующие развитие нервозности у детей.

Симптомы стресса у ребенка

Дети с нормальным полноценным состоянием испытывают радость, бодрость, веселье, азарт, постоянное желание играть и находиться в движении. Однако стрессовое состояние приводит к ухудшению самочувствия и изменению их поведения.

Симптомы стресса у ребенка
Симптомы стресса у ребенка

Основными симптомами стресса у ребенка считаются следующие проявления:

  • Нарушение полноценно сна. Ребенок испытывает затруднения и беспокойство в процессе засыпания и часто просыпается в ночные часы. Сновидения наполнены страхами или кошмарными сюжетами.
  • Резкая усталость у ребенка возникает при минимальной умственной или физической нагрузке.
  • У детей без существенных причин проявляется обида, злость, агрессия.
  • Наблюдается рассеянность, забывчивость, заниженная самооценка, беспокойство, гиперактивность. Сигналом о помощи у детей служит тесное прижатие к родителям.
  • Снижение двигательной активности. У ребенка пропадает желание участвовать в играх со сверстниками.
  • Нарушение аппетита.
  • Расстройство пищеварения. Дети, находящиеся в состоянии длительного стресса, теряют вес или слишком быстро его набирают.
  • Расстройства памяти. У детей наблюдаются трудности при запоминании услышанной информации. Снижается концентрация внимания и утрачивается интерес к любимым занятиям. В результате происходит нарушение психоэмоционального состояния, которое со временем приводит к развитию стресса.
  • Физиологическими признаками стрессового состояния ребенка являются: дрожь конечностей, качание головой, недержание мочи в любое время суток.

Все перечисленные симптомы свидетельствуют о наличии стрессового состояния у ребенка и появлении психосоматических расстройств, оказывающих негативное влияние на самочувствие и поведение детей. Регулярное эмоциональное напряжение лишает ребенка радости и провоцирует развитие неврозов.

При детском неврозе нарушается функционирование когнитивной деятельности, вызывающее появление раздражительности, обиды, злости, агрессии. Наблюдаются частые головные боли, повышение внутричерепного давления, дискомфорт в желудочно-кишечном тракте.

Опасные последствия стресса у детей

Стрессовые состояния у детей при несвоевременном и неквалифицированном лечении приводят к развитию стресса в хронической форме. В результате происходят вегетативные, гормональные и эндокринные нарушения, вследствие которых развиваются психосоматические патологии.

Опасные последствия стресса у детей:

  1. Хронические заболевания. Истощение нервной системы приводит к снижению иммунитета и развитию хронических болезней.
  2. Психосоматические патологии. Длительный стресс у детей провоцирует возникновение астмы, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний.
  3. Нарушение полноценного сна со временем вызывает у ребенка серьезные трудности с засыпанием и приводит к развитию хронической бессонницы.
  4. Психологические проблемы. Депрессивные состояния, тревожные расстройства, комплексы, страхи и фобии различного происхождения – вызывают психологические травмы в детском и подростковом возрасте.

Лечение стресса у ребенка

Стресс представляет серьезную угрозу для эмоционального состояния, физического здоровья и психической деятельности детей. Опасные последствия стрессовых состояний приводят к развитию хронических заболеваний, психосоматических патологий и психологических травм с раннего детского возраста. При наличии первых признаков появления стресса у ребенка, родителям необходимо создать в семье спокойную обстановку, обеспечить ему стабильную поддержку на протяжении всего негативного эмоционального состояния.

Для лечения стресса у ребенка потребуется консультация квалифицированных специалистов и полное соблюдение назначений врачей.

Педиатр – оценивает и анализирует общее состояние здоровья ребенка. Предоставляет направление к неврологу и психологу для выявления возможных дополнительных патологий.

Невролог – оценивает состояние нервной системы. При установлении неврологических заболеваний назначает физиотерапию (массаж, ЛФК, успокаивающие ванны), диетическое питание, медикаментозное лечение (строго в индивидуальном порядке).

Психолог – помогает найти выход из сложившейся ситуации. Основной задачей специалиста служит определить основную причину стрессового состояния ребенка и вернуть ему стабильное душевное равновесие.

Психиатр – помогает восстановить эмоциональное и психическое состояние в самых запущенных случаях. При стабильно тревожных состояниях назначается лечение на основе медикаментозных препаратов.

 

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии