Тревожность у детей – нарушение эмоционального фона, характеризующееся беспокойством и повышенной тревогой к происходящим жизненным ситуациям. Тревожное состояние вызывает замкнутость, подавленность, застенчивость, страх, нарушение сна и аппетита. Диагностика осуществляется с помощью клинического осмотра и психологического тестирования. Лечение проводится на основе психологической коррекции эмоционального состояния детей. В тяжелых случаях специалисты назначают прием лекарственных препаратов.
Следует отметить, что тревога и повышенная тревожность имеют отличительные особенности. Тревога сопровождается эмоциональными, когнитивными и поведенческими реакциями, которые возникают при стрессовых ситуациях. Постоянное чувство тревоги приводит к появлению тревожности. Слабо выраженные признаки свидетельствуют об индивидуальной особенности личности. При выраженных симптомах наблюдается проявление психического расстройства.
Содержание
Причины повышенной тревожности у детей
Развитие тревожности провоцируют внутренние и внешние факторы, возникающие по определенным обстоятельствам. Причинами повышенной тревожности у детей являются следующие патологии:
- Воспоминания. Повышенная тревожность развивается после внезапно появившихся воспоминаний о пережитых событиях и вызывает бурный всплеск эмоций. Возникает страх появления повторяющихся эпизодов. Отсутствие самообладания при возникших обстоятельствах провоцирует появление тревоги и беспокойства.
- Психологическая особенность. Проявление постоянной тревоги провоцируют внутри личностные факторы, возникающие при формировании противоречий между воображаемыми и реальными событиями. Тревожности подвержены сильно эмоциональные люди, дети, подростки.
- Воспитание. Искаженный стиль воспитания способен сформировать повышенный уровень тревожности. Эмоциональное напряжение и беспокойство формируются на основе противоречивых и завышенных требований родителей. Тревога у детей также усиливается при завышенных требованиях преподавателей.
- Влияние школы. Учебная тревожность у детей развивается в раннем дошкольном возрасте. Формирование эмоционального напряжения вызывает стиль общения воспитателей с детьми, жесткие требования, сравнение детей между собой. Начальное обучение в школе – стресс для ребенка, вызванный новой социальной средой, особыми правилами и нормами учебного заведения. Эмоциональное расстройство обостряется при колоссальных умственных и физических нагрузках, осваиванием тяжелой учебной программы, наказанием родителей за неудовлетворительные оценки, регулярными конфликтами с одноклассниками.
Повышенной тревожности подвергаются дети и подростки, проживающие в неблагоприятных семьях с низким уровнем материального обеспечения, имеющие родителей с невротическими, депрессивными и психическими расстройствами. Важную роль в формировании детской тревожности играет алкогольная и наркотическая зависимость взрослых.
Классификация тревожности у детей
Классификация повышенной тревожности детей характеризуется хронологическими критериями:
- Примитивные реакции наблюдаются у новорожденных и младенцев. Возникновение тревоги происходит при внезапном появлении света, звука, удара.
- Разлука. В раннем детском возрасте страх возникает при разлуке ребенка с родителями или нахождение его в незнакомой обстановке.
- Страх посторонних лиц. Дети в дошкольном возрасте начинают посещать детские сады. Регулярное взаимоотношение с воспитателями и сверстниками вызывает у ребенка эмоциональное напряжение, которое приводит к развитию тревоги.
- Боязнь событий и предметов развивается на фоне следующих обстоятельств: хронические болезни или смерть близких людей, новая социальная среда, воображение нереальных и страшных персонажей.
Симптомы повышенной тревожности у детей
Уровень повышенной тревожности у ребенка изменяется по мере его взросления. Со временем проявления становятся сложными и разнообразными. Повышенная тревожность у новорожденных сопровождается повышенными беспокойными движениями, плаксивостью, криком, частыми пробуждениями в ночное время, сниженным аппетитом.
У ребенка в возрасте 2 – 4 года наблюдается сильная привязанность к маме. При возникновении тревоги появляется возбудимость, гиперактивность или подавленность, апатия, формируются страхи различного происхождения.
У детей в дошкольном возрасте выявляется заниженная самооценка. В детском саду они стараются играть в одиночестве, испытывая при этом замкнутость и скромность. Часто повышенная тревожность приводит к развитию невроза, сопровождающегося страхами и фобиями, навязчивыми мыслями и состояниями.
Дети испытывают страх в открытых или закрытых пространствах, темноте, при виде колющих предметов, насекомых и выполнении водных процедур. В момент страха наблюдается паника, вызывающая у ребенка эмоциональное напряжение. Наблюдается откусывание ногтей, выдергивание волос, частое мытье рук. Характерными психосоматическими проявлениями служат: приступы головокружения, головные боли, учащенный ритм сердцебиения.
При взрослении дети осознанно ощущают повышенную тревожность, которая закрепляется и формируется в тревожно-невротическое расстройство. При отсутствии стрессовых состояний и конфликтных ситуаций наблюдаются когнитивные и поведенческие проявления: избегание публичных выступлений, предпочтение уединения и одиночества для получения спокойной эмоциональной обстановки. В таких случаях требуется срочная помощь специалистов.
Диагностика
Диагностика повышенной тревожности у детей выполняется детским психиатром или клиническим психологом на основе следующих методов:
- Клинический осмотр и беседа. Специалист уточняет у родителей признаки поведения и возможные жалобы ребенка на общее самочувствие. Проводит беседу с ребенком и выясняет важные сферы его жизнедеятельности: процесс засыпания, взаимоотношения со сверстниками, сложности и трудности в процессе обучения. Дети обычно рассуждают о своем эмоциональном напряжении и причинах, которые могли вызвать тревожное состояние. При наблюдении за ребенком специалист выявляет характерные признаки тревожности: застенчивость, неуверенность, боязливость.
- Психологическое диагностирование. Специалист предлагает детям выполнить рисунки на основе жизненных ситуаций и по окончанию изображенного материала анализирует состояние пациента. Подросткам и родителям предоставляется заполнение опросников. Повышенная тревожность у детей и подростков имеет значительные отличия по сравнению с тревожно-депрессивными состояниями. При запущенных случаях используются дополнительные методики: тест на наличие депрессии, личностных особенностей пациентов и пробы для исследования мыслительной деятельности.
Лечение повышенной тревожности у детей
Для лечения повышенной тревожности в детском возрасте используются следующие направления:
- Повышение самооценки. Адекватная самооценка является основой уверенности в себе и гармоничных личностных качеств человека. Дети с тревожным состоянием посещают групповые занятия, на которых проявляют себя в самых различных ситуациях. Специалист обучает детей специальным упражнениям, позволяющих восстановить эмоциональный фон и душевное состояние. Для достижения поставленных целей каждый ребенок заводит личный дневник, в котором содержится отчет о проделанной работе.
- Снятие напряжения. Дети на занятиях осваивают навыки релаксации, техники дыхательной гимнастики, работают над собственными ошибочными рассуждениями. Изменение мышления приводит к устранению эмоционального напряжения. У детей в младшем возрасте снятие напряжения происходит с помощью телесного общения (объятий, поглаживаний) и творческих занятий (детская арт-терапия).
- Медикаментозное лечение. При запущенных случаях восстановление эмоционального фона сопровождается лечением на основе медикаментозных препаратов: антидепрессанты, транквилизаторы. Терапевтическая схема лечения определяется психиатром в индивидуальном порядке.