Задержка психического развития – специфическое состояние детей, вызванное замедленным темпом формирования определенных функций психики. Медлительность проявляется в памяти, внимании, мыслительной зрелости, которые не соответствуют функционированию психики, согласно установленным нормам для конкретного возраста ребенка.
Патология часто диагностируется у детей дошкольного возраста. При проведении тестирования для определения уровня умственной зрелости и готовности к обучению, проявляются ограничения умственных способностей, дефицит знаний, неспособность к зрелому мышлению, отсутствие детских интересов и потребностей.
При наличии признаков медлительного функционирования психики у подростков старшего школьного возраста, рекомендуется проконсультироваться со специалистами для проведения специализированной корректировки, помогающей устранить подобное состояние. Проблему актуально решает психоневролог, или психотерапевт совместно с неврологом.
Содержание
Причины задержки психического развития у ребенка
Психологи утверждают, что патология считается актуальной проблемой в вопросах психолого-педагогического направления. Современная психология включает факторы, провоцирующие замедленный уровень формирования психически: биологические и социальные.
Биологические
Патологии и последствия в период беременности:
- женщина во время вынашивания малыша перенесла сильный токсикоз с осложнениями, инфекционные заболевания, интоксикацию различного происхождения, травмы;
- наличие нескольких плодов в утробе матери;
- гипоксия плода;
- недоношенность,
- травмы в процессе родов.
- Инфекционные заболевания и травмы, приводящие к возникновению энцефалопатии в первые годы жизни малыша:
- желтуха;
- хирургическое вмешательство под действием наркоза;
- алкогольный синдром, вызванный регулярным употреблением спиртных напитков беременной женщины;
- патологии сердечно-сосудистой системы;
- дисфункция мозговой деятельности, поражения головного мозга и травмы головы;
- врожденные нарушения зрительных и слуховых функций;
- ограничения в подвижности;
- астения;
- инфекционные и вирусные заболевания, вегетососудистая дистония, эпилепсия.
К биологическим факторам также относится генетическая предрасположенность.
Социальные
К социальным факторам относятся следующие обстоятельства:
- длительное время в ограничении жизнедеятельности;
- дефицит общения;
- неблагоприятные условия в воспитании;
- умственные отклонения родителей в легкой форме;
- психологические травмы.
Неблагоприятные условия воспитания, приводящие к возникновению патологии, классифицируются следующим образом:
- Отсутствие контроля. Родители с раннего возраста не уделяют детям должного внимания. Отсутствует контроль и воспитательные меры, приводящие к аффективным расстройствам, импульсивности, нарушению функционирования психической деятельности. В результате наблюдается психическая неустойчивость личности.
- Гиперопека. Мнительные и неуверенные в себе родители слишком опекают и контролируют детей с раннего возраста. В результате подрастающая личность не в состоянии самостоятельно преодолеть трудности, добиться желаемых результатов и поставленных целей. Отсутствие силы воли приводит их к нарушению эмоционального фона, выражающегося в эгоизме и получении необходимых потребностей со стороны взрослых.
- Авторитарное воспитание. Авторитарные взрослые в качестве воспитательных мер проявляют к детям агрессивное, жесткое, грубое и деспотичное отношение. Обычно применяется физическое насилие. Со временем у подрастающей личности появляется навязчивость, нерешительность. Появляются фобии и страхи различного происхождения, неврозы, повышается уровень тревожности.
Симптомы задержки психического развития у ребенка
У новорожденных диагностирование патологии вызывает значительные затруднения за счет сомнений по поводу характерных признаков дефектов. Родители придумывают своим детям лучшие достоинства и несуществующие успехи, что вызывает сложности в процессе диагностирования патологии.
Взрослым рекомендуется с особым вниманием наблюдать за их состоянием, и посетить специалистов при наличии физических и эмоциональных отклонений: позднее ползание и сниженная подвижность, отсутствие самостоятельно выстраивать предложения и владеть минимальным запасом слов.
Первичные изменения в функционировании психики начинают замечать воспитатели в дошкольном учреждении или педагоги в общеобразовательном заведении. К первым симптомам относятся: сложное восприятие образовательной программы, трудности при запоминании текста и речевая дисфункция.
В подобных ситуациях рекомендуется проконсультироваться со специалистом для диагностирования патологии и проведении коррекционной терапии. При своевременном и комплексном лечении психическое здоровье восстановится.
Симптомы сопровождаются следующими проявлениями:
- Наличие различных видов инфантилизма.
- Отсутствие полноценного развития эмоциональной сферы.
- Дефекты в формировании интеллектуальных процессов.
- Регулярные изменения настроения (повышенная активность, стремление выплеснуть собственные фантазии в сторону окружающих).
- Резкое утомление.
- Низкая концентрация при выполнении поручений.
- Серьезные проблемы в процессе школьного обучения.
Дети с преобладанием неполноценного развития в интеллектуальной сфере не способны проявлять собственную инициативу. Подвержены стеснительности, застенчивости, страхам различного происхождения. Перечисленные проявления замедляют процесс самостоятельного формирования личности. Наблюдаются тяжелые переживания по поводу собственной неуспеваемости в школьной жизни и учебном процессе.
Диагностирование проводится специалистом на основании личности пациента, его индивидуальных черт характера, психоэмоционального состояния, моторики и особенностей поведения в процессе школьного обучения.
Характеристика детей с признаками ЗПР
Психологическая характеристика детей составляется по нарушениям определенных психических функций.
Когнитивные функции
Когнитивные функции сопровождаются:
- нормальным уровнем развития визуально-действенного мышления;
- для сохранения нормы визуально-действенного мышления потребуется регулярное повторение установленных задач;
- отсутствие формирования в способности анализировать определенные ситуации;
- низкий уровень словесного и логического мышления.
Коррекционная программа направлена на улучшение формирования мыслительной области на основе их индивидуальных особенностей. У них присутствует способность к распознанию исключительно одного предмета. Главное в этом моменте устранить посторонние предметы, которые значительно снизят эффективность полученного результата. Задания рекомендуется повторять многократно для достижения положительных показателей.
Память
Память характеризуется:
- неустойчивостью;
- низким показателем продуктивности;
- непроизвольными преобладаниями запоминающих функций над произвольными;
- минимальным уровнем самоконтроля, отсутствием познавательной активности и мотивацией при заучивании и воспроизведении материала;
- отсутствием способностей запоминать и воспроизводить работу при заучивании;
- чрезмерным нарушениям подвергается кратковременная память;
- воспроизведенный с серьезными затруднениями материал моментально забывается.
Специфические особенности памяти должны находиться под особым контролем у психологов и педагогов при организации корректирующих занятий. Родителям следует учитывать эти особенности при выполнении домашних занятий с детьми.
Внимание
Внимание у ребят сопровождается:
- рассеянностью;
- ослабленным восприятием информации;
- неустойчивостью;
- сниженным уровнем концентрации внимания.
Коррекционная программа внимания направлена на улучшение ее концентрации. На занятиях специалисты распределяют объем информации и постоянно переключаются между различными типами заданий.
Восприятие
Восприятие у детей с неполноценным функционированием психики сопровождается:
- поверхностным уровнем восприятия;
- замедленным процессом формирования при самоанализе определенных предметов и объектов;
- дефицитом слуховой, зрительной, моторной координации;
- замедленной скоростью в визуальном построении определенного образа.
Коррекционные занятия по восприятию направлены на улучшение предметной деятельности и овладение сенсорными эталонами.
Речь
Речь у детей с задержкой в функционировании психики характеризуется:
- минимальным словарным запасом;
- нарушенным звукопроизношением;
- несформированным лексическим и грамматическим построением предложения;
- речевым дефектом.
Для формирования правильной речи потребуются индивидуальные занятия с логопедом. Родители с детьми в домашних условиях должны регулярно читать произведения и общаться с собственным ребенком.
Межличностное общение
Межличностное общение у детей вызывает серьезные затруднения за счет неполноценности, которые необходимы для успешного социума.
Межличностное общение характеризуется:
- низким уровнем познавательной мотивации;
- дефицитом речевой активности;
- дефектом речевой и мыслительной деятельности;
- несформированным показателем речи.
Межличностное общение сопровождается следующими особенностями:
- неполноценных детей редко принимают в команду для участия в спортивных и интеллектуальных играх;
- отсутствует способность согласованно действовать в паре;
- общение с собеседником или ровесником вызывает сложности;
- неумение в полном объеме и четкой последовательности отвечать на существующие вопросы, самостоятельно сформулировать вопрос, высказать собственное мнение и выслушать точку зрения собеседника, поддержать разговор.
Дети с особым интересом играют с ребятами младшего возраста. Обычно на фоне неудачного межличностного общения развивается социальная фобия, приводящая к серьезным последствиям с социальной адаптацией.
Эмоционально-волевая сфера
Пациенты с признаками ЗПР характеризуются незрелыми проявлениями в эмоционально-волевой сфере:
- эмоциональной неустойчивостью;
- отсутствием самостоятельности;
- легкой внушаемостью;
- слабыми волевыми способностями;
- неуверенностью в себе, заниженной самооценкой;
- беспричинным беспокойством и повышенным уровнем тревоги;
- моментальной сменой настроения;
- неадекватной жизнерадостной позицией.
Дети с задержкой в психическом развитии отличаются от своих сверстников эмоциональной незрелостью, идеально распознают эмоции собеседника или постороннего человеке по мимике лица и изображениям на картинках.
Психологические особенности
Ребенок обладает индивидуальными особенностями психического развития, значительно отличающимися от симптомов аналогичных патологий.
Отличительные признаки от умственной отсталости характеризуются:
- частичным нарушением умственной деятельности;
- высоким потенциалом возможностей для дальнейшего развития;
- скачкообразной динамикой мыслительной деятельности;
- способностью к сотрудничеству с взрослыми;
- наличие выраженных эмоций в процессе игры;
- способность к изобразительному искусству.
Точно установленный диагноз поможет правильно подобрать коррекционную программу и методы лечения.
Диагностика
Задержка психического развития диагностируется на фоне полного проведенного обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссей (ПМПК). В состав комиссии входит: детский психолог, логопед, дефектолог, педиатр, детский невролог, психиатр и другие узко-профильные специалисты.
Диагностика патологии проводится следующим образом:
- сбор и изучение клинической картины пациента, анализ жилищных условий;
- нейропсихологическое тестирование;
- диагностическое обследование речи;
- изучение медицинских документов больного;
- беседа с пациентом, исследование интеллектуальных и эмоционально-волевых особенностей;
- инструментальное диагностирование (ЭЭГ, КТ, МРТ головного мозга).
На основании всех полученных сведений члены ПМПК подтверждают наличие патологического заболевания. Родителям предоставляются рекомендации по воспитанию и обучению ребенка в условиях специализированного образовательного учреждения.
Коррекция задержки психического развития
Детям с синдромом ЗПР требуется специализированный подход и активное участие со стороны детских педиатров, неврологов, психологов, психиатров, логопедов, дефектологов начинается с дошкольного возраста и проводится неограниченное время до момента выздоровления.
Пациенты должны в обязательном порядке посещать специализированные дошкольные образовательные учреждения, коррекционные классы общеобразовательных учреждений. Особенностью обучения служит подробное изучение учебного материала, опора на память и внимание, многократное повторение изученного материала, регулярная смена различных типов деятельности.
Коррекционная программа включает: освоение навыков познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление), применение игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Проводятся индивидуальные или групповые занятия с целью коррекции речевых дефектов. Совместно с коррекционной программой назначается медикаментозная терапия, физиотерапевтические процедуры, ЛФК, массаж.