Задержка психического развития

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития – специфическое состояние детей, вызванное замедленным темпом формирования определенных функций психики. Медлительность проявляется в памяти, внимании, мыслительной зрелости, которые не соответствуют функционированию психики, согласно установленным нормам для конкретного возраста ребенка.

Патология часто диагностируется у детей дошкольного возраста. При проведении тестирования для определения уровня умственной зрелости и готовности к обучению, проявляются ограничения умственных способностей, дефицит знаний, неспособность к зрелому мышлению, отсутствие детских интересов и потребностей.

При наличии признаков медлительного функционирования психики у подростков старшего школьного возраста, рекомендуется проконсультироваться со специалистами для проведения специализированной корректировки, помогающей устранить подобное состояние. Проблему актуально решает психоневролог, или психотерапевт совместно с неврологом.

Причины задержки психического развития у ребенка

Психологи утверждают, что патология считается актуальной проблемой в вопросах психолого-педагогического направления. Современная психология включает факторы, провоцирующие замедленный уровень формирования психически: биологические и социальные.

Причины задержки психического развития
Причины задержки психического развития

Биологические

Патологии и последствия в период беременности:

  • женщина во время вынашивания малыша перенесла сильный токсикоз с осложнениями, инфекционные заболевания, интоксикацию различного происхождения, травмы;
  • наличие нескольких плодов в утробе матери;
  • гипоксия плода;
  • недоношенность,
  • травмы в процессе родов.
  • Инфекционные заболевания и травмы, приводящие к возникновению энцефалопатии в первые годы жизни малыша:
  • желтуха;
  • хирургическое вмешательство под действием наркоза;
  • алкогольный синдром, вызванный регулярным употреблением спиртных напитков беременной женщины;
  • патологии сердечно-сосудистой системы;
  • дисфункция мозговой деятельности, поражения головного мозга и травмы головы;
  • врожденные нарушения зрительных и слуховых функций;
  • ограничения в подвижности;
  • астения;
  • инфекционные и вирусные заболевания, вегетососудистая дистония, эпилепсия.

К биологическим факторам также относится генетическая предрасположенность.

Социальные

К социальным факторам относятся следующие обстоятельства:

  • длительное время в ограничении жизнедеятельности;
  • дефицит общения;
  • неблагоприятные условия в воспитании;
  • умственные отклонения родителей в легкой форме;
  • психологические травмы.

Неблагоприятные условия воспитания, приводящие к возникновению патологии, классифицируются следующим образом:

  1. Отсутствие контроля. Родители с раннего возраста не уделяют детям должного внимания. Отсутствует контроль и воспитательные меры, приводящие к аффективным расстройствам, импульсивности, нарушению функционирования психической деятельности. В результате наблюдается психическая неустойчивость личности.
  2. Гиперопека. Мнительные и неуверенные в себе родители слишком опекают и контролируют детей с раннего возраста. В результате подрастающая личность не в состоянии самостоятельно преодолеть трудности, добиться желаемых результатов и поставленных целей. Отсутствие силы воли приводит их к нарушению эмоционального фона, выражающегося в эгоизме и получении необходимых потребностей со стороны взрослых.
  3. Авторитарное воспитание. Авторитарные взрослые в качестве воспитательных мер проявляют к детям агрессивное, жесткое, грубое и деспотичное отношение. Обычно применяется физическое насилие. Со временем у подрастающей личности появляется навязчивость, нерешительность. Появляются фобии и страхи различного происхождения, неврозы, повышается уровень тревожности.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

У новорожденных диагностирование патологии вызывает значительные затруднения за счет сомнений по поводу характерных признаков дефектов. Родители придумывают своим детям лучшие достоинства и несуществующие успехи, что вызывает сложности в процессе диагностирования патологии.

Взрослым рекомендуется с особым вниманием наблюдать за их состоянием, и посетить специалистов при наличии физических и эмоциональных отклонений: позднее ползание и сниженная подвижность, отсутствие самостоятельно выстраивать предложения и владеть минимальным запасом слов.

Первичные изменения в функционировании психики начинают замечать воспитатели в дошкольном учреждении или педагоги в общеобразовательном заведении. К первым симптомам относятся: сложное восприятие образовательной программы, трудности при запоминании текста и речевая дисфункция.

В подобных ситуациях рекомендуется проконсультироваться со специалистом для диагностирования патологии и проведении коррекционной терапии. При своевременном и комплексном лечении психическое здоровье восстановится.

Симптомы сопровождаются следующими проявлениями:

  • Наличие различных видов инфантилизма.
  • Отсутствие полноценного развития эмоциональной сферы.
  • Дефекты в формировании интеллектуальных процессов.
  • Регулярные изменения настроения (повышенная активность, стремление выплеснуть собственные фантазии в сторону окружающих).
  • Резкое утомление.
  • Низкая концентрация при выполнении поручений.
  • Серьезные проблемы в процессе школьного обучения.

Дети с преобладанием неполноценного развития в интеллектуальной сфере не способны проявлять собственную инициативу. Подвержены стеснительности, застенчивости, страхам различного происхождения. Перечисленные проявления замедляют процесс самостоятельного формирования личности. Наблюдаются тяжелые переживания по поводу собственной неуспеваемости в школьной жизни и учебном процессе.

Диагностирование проводится специалистом на основании личности пациента, его индивидуальных черт характера, психоэмоционального состояния, моторики и особенностей поведения в процессе школьного обучения.

Характеристика детей с признаками ЗПР

Психологическая характеристика детей составляется по нарушениям определенных психических функций.

Характеристика детей с признаками зпр
Характеристика детей с признаками зпр

Когнитивные функции

Когнитивные функции сопровождаются:

  • нормальным уровнем развития визуально-действенного мышления;
  • для сохранения нормы визуально-действенного мышления потребуется регулярное повторение установленных задач;
  • отсутствие формирования в способности анализировать определенные ситуации;
  • низкий уровень словесного и логического мышления.

Коррекционная программа направлена на улучшение формирования мыслительной области на основе их индивидуальных особенностей. У них присутствует способность к распознанию исключительно одного предмета. Главное в этом моменте устранить посторонние предметы, которые значительно снизят эффективность полученного результата. Задания рекомендуется повторять многократно для достижения положительных показателей.

Память

Память характеризуется:

  • неустойчивостью;
  • низким показателем продуктивности;
  • непроизвольными преобладаниями запоминающих функций над произвольными;
  • минимальным уровнем самоконтроля, отсутствием познавательной активности и мотивацией при заучивании и воспроизведении материала;
  • отсутствием способностей запоминать и воспроизводить работу при заучивании;
  • чрезмерным нарушениям подвергается кратковременная память;
  • воспроизведенный с серьезными затруднениями материал моментально забывается.

Специфические особенности памяти должны находиться под особым контролем у психологов и педагогов при организации корректирующих занятий. Родителям следует учитывать эти особенности при выполнении домашних занятий с детьми.

Внимание

Внимание у ребят сопровождается:

  • рассеянностью;
  • ослабленным восприятием информации;
  • неустойчивостью;
  • сниженным уровнем концентрации внимания.

Коррекционная программа внимания направлена на улучшение ее концентрации. На занятиях специалисты распределяют объем информации и постоянно переключаются между различными типами заданий.

Восприятие

Восприятие у детей с неполноценным функционированием психики сопровождается:

  • поверхностным уровнем восприятия;
  • замедленным процессом формирования при самоанализе определенных предметов и объектов;
  • дефицитом слуховой, зрительной, моторной координации;
  • замедленной скоростью в визуальном построении определенного образа.

Коррекционные занятия по восприятию направлены на улучшение предметной деятельности и овладение сенсорными эталонами.

Речь

Речь у детей с задержкой в функционировании психики характеризуется:

  • минимальным словарным запасом;
  • нарушенным звукопроизношением;
  • несформированным лексическим и грамматическим построением предложения;
  • речевым дефектом.

Для формирования правильной речи потребуются индивидуальные занятия с логопедом. Родители с детьми в домашних условиях должны регулярно читать произведения и общаться с собственным ребенком.

Межличностное общение

Межличностное общение у детей вызывает серьезные затруднения за счет неполноценности, которые необходимы для успешного социума.

Межличностное общение характеризуется:

  • низким уровнем познавательной мотивации;
  • дефицитом речевой активности;
  • дефектом речевой и мыслительной деятельности;
  • несформированным показателем речи.

Межличностное общение сопровождается следующими особенностями:

  • неполноценных детей редко принимают в команду для участия в спортивных и интеллектуальных играх;
  • отсутствует способность согласованно действовать в паре;
  • общение с собеседником или ровесником вызывает сложности;
  • неумение в полном объеме и четкой последовательности отвечать на существующие вопросы, самостоятельно сформулировать вопрос, высказать собственное мнение и выслушать точку зрения собеседника, поддержать разговор.

Дети с особым интересом играют с ребятами младшего возраста. Обычно на фоне неудачного межличностного общения развивается социальная фобия, приводящая к серьезным последствиям с социальной адаптацией.

Эмоционально-волевая сфера

Пациенты с признаками ЗПР характеризуются незрелыми проявлениями в эмоционально-волевой сфере:

  • эмоциональной неустойчивостью;
  • отсутствием самостоятельности;
  • легкой внушаемостью;
  • слабыми волевыми способностями;
  • неуверенностью в себе, заниженной самооценкой;
  • беспричинным беспокойством и повышенным уровнем тревоги;
  • моментальной сменой настроения;
  • неадекватной жизнерадостной позицией.

Дети с задержкой в психическом развитии отличаются от своих сверстников эмоциональной незрелостью, идеально распознают эмоции собеседника или постороннего человеке по мимике лица и изображениям на картинках.

Психологические особенности

Ребенок обладает индивидуальными особенностями психического развития, значительно отличающимися от симптомов аналогичных патологий.

Отличительные признаки от умственной отсталости характеризуются:

  • частичным нарушением умственной деятельности;
  • высоким потенциалом возможностей для дальнейшего развития;
  • скачкообразной динамикой мыслительной деятельности;
  • способностью к сотрудничеству с взрослыми;
  • наличие выраженных эмоций в процессе игры;
  • способность к изобразительному искусству.

Точно установленный диагноз поможет правильно подобрать коррекционную программу и методы лечения.

Диагностика

Задержка психического развития диагностируется на фоне полного проведенного обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссей (ПМПК). В состав комиссии входит: детский психолог, логопед, дефектолог, педиатр, детский невролог, психиатр и другие узко-профильные специалисты.

Диагностика патологии проводится следующим образом:

  • сбор и изучение клинической картины пациента, анализ жилищных условий;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинских документов больного;
  • беседа с пациентом, исследование интеллектуальных и эмоционально-волевых особенностей;
  • инструментальное диагностирование (ЭЭГ, КТ, МРТ головного мозга).

На основании всех полученных сведений члены ПМПК подтверждают наличие патологического заболевания. Родителям предоставляются рекомендации по воспитанию и обучению ребенка в условиях специализированного образовательного учреждения.

Коррекция задержки психического развития

Детям с синдромом ЗПР требуется специализированный подход и активное участие со стороны детских педиатров, неврологов, психологов, психиатров, логопедов, дефектологов начинается с дошкольного возраста и проводится неограниченное время до момента выздоровления.

Пациенты должны в обязательном порядке посещать специализированные дошкольные образовательные учреждения, коррекционные классы общеобразовательных учреждений. Особенностью обучения служит подробное изучение учебного материала, опора на память и внимание, многократное повторение изученного материала, регулярная смена различных типов деятельности.

Коррекционная программа включает: освоение навыков познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление), применение игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Проводятся индивидуальные или групповые занятия с целью коррекции речевых дефектов. Совместно с коррекционной программой назначается медикаментозная терапия, физиотерапевтические процедуры, ЛФК, массаж.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии