Депрессия у детей – аффективное расстройство психической деятельности, сопровождающееся снижением эмоционального фона. Депрессивное расстройство характеризуется подавленным настроением, заторможенностью, негативным мышлением. Патология провоцирует появление страха, тревоги, фобий различного происхождения, навязчивых состояний, соматических проявлений.
Диагностика заболевания проводится на основе тщательного осмотра ребенка, опроса родителей, проведения психологического тестирования. Лечебные мероприятия включают психотерапевтические методики, прием медикаментозных препаратов и социальную реабилитацию.
Содержание
Причины депрессии у детей
Депрессивные состояния у детей развиваются на основе провоцирующих факторов:
- Поражения ЦНС. Депрессия развивается вследствие поврежденных клеток головного мозга при внутриутробной гипоксии плода и инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, тяжелых патологиях.
- Наследственная предрасположенность. Члены семьи, близкие и дальние родственники могут страдать психическими и неврологическими заболеваниями.
- Семейная атмосфера. Основной причиной развития депрессии в детском возрасте является отсутствие контакта с матерью (отказ от собственных детей, лишение родительских прав, летальный исход матери во время родов). Тяжелая атмосфера в семье (алкоголизм, наркомания, регулярные конфликты между супругами вплоть до нанесения друг другу телесных повреждений) – вызывают развитие депрессивного состояния. Проявление агрессивности и насилия вызывают у детей чувство подавленности и тревоги. В дошкольном возрасте дети подвергаются депрессии при общении со сверстниками в детских садах, спортивных и творческих секциях.
- Воспитание. Детская депрессия часто формируется на негативном отношении родителей: применение насильственных действий, жестокое воспитание, чрезмерный контроль за собственным ребенком или полное безразличие к его жизни. Эмоциональное состояние детей со временем ухудшается и приводит к развитию депрессивного расстройства.
- Социальные факторы. В общеобразовательных учреждениях у детей часто наблюдаются конфликты со сверстниками и преподавателями, неуспеваемость за счет сильного умственного перенапряжения. Со временем появляется эмоциональный дисбаланс, приводящий к таким негативным последствиям.
К причинам депрессии также относятся психологические травмы, эмоциональное перенапряжение, нарушение когнитивных функций в головном мозге, аллергические реакции, соматические заболевания.
Классификация депрессии в детском возрасте
Депрессия в детском возрасте в зависимости от продолжительности и течения заболевания подразделяется на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. Характерными особенностями адинамической формы является вялость, слабость, медлительность. К основным проявлениям тревожной формы относится беспокойство, страхи, фобии, плаксивость, частые пробуждения по ночам. Депрессия у детей в области психиатрии классифицируется следующим образом:
- Тревожное расстройство. Разлука детей с близкими людьми вызывает нарушение эмоционального фона с проявлением соматических симптомов.
- Фобическое расстройство в детском возрасте. Диагностирование патологии основывается на появлении внезапных страхов, которые не характерны для детского возрастного периода.
- Поведенческие и эмоциональные расстройства. Тревога, страх, беспокойство, навязчивые идеи (эмоциональные расстройства) дополняются агрессией, замкнутостью, раздражительностью (поведенческие расстройства). В результате образуется комплекс смешанных расстройств, сопровождающийся нарушением поведения и эмоций.
Симптомы депрессии у детей
Характерным симптомом заболевания в данном случае является маскировка. Дети не в состоянии оценить и осознать свое эмоциональное состояние. В раннем детском возрасте к основным проявлениям относятся соматические признаки и повышенная тревожность.
Наблюдается бессонница в ночное время, отказ от употребления пищи, дефицит массы тела, диарея, запор, болевые ощущения в организме, увеличенный ритм сердца. Дети в дошкольном возрасте испытывают усталость ног и слабость в теле. В младшем школьном возрасте к физическому дискомфорту добавляется тревога, недомогание, приступы тошноты.
Депрессивное состояние характеризуется повышенной тревогой, эмоциональным перенапряжением, появлением страхов в вечерние и ночные часы. Тревожность появляется без причин и со временем переходит в панический страх. Дети при таком состоянии кричат и плачут.
Паника возникает при уходе мамы из дома по делам или на работу, новой обстановке и при массовом скоплении людей в жилом помещении. Детский страх усиливается страшными воображениями, проявляющимися в виде смерти родителей, несчастного случая, получении серьезных травм.
При тяжелой форме детской депрессии формируются фобии различного происхождения – арахнофобия (боязнь пауков), аблютофобия (боязнь мыться), агорафобия (боязнь открытого пространства), аквафобия (страх воды). Со временем появляются приступы панических атак – учащенное сердцебиение, головокружение, затрудненное дыхание. Эмоциональный стресс усиливается агрессивным поведением, раздражительностью, не желанием посещать школу.
Диагностика депрессии у детей
Депрессия у детей диагностируется на основе комплексного обследования специалистов узкого профиля: педиатра, детского невролога, психиатра, психолога, невролога, гастроэнтеролога, дерматолога, хирурга. Установление точного диагноза включает следующие консультации:
- Консультация педиатром заключается в осмотре ребенка, опросе родителей и направлении на прохождение общего исследования для исключения возможных соматических патологий.
- Консультации специалистов узкого профиля. Профильные специалисты (гастроэнтеролог, дерматолог, хирург) для проведения диагностического обследования используют лабораторные и инструментальные методики.
- Консультация невролога. Специалист проводит тщательный осмотр ребенка, предоставляет направление на прохождение инструментального обследования (МРТ головного мозга, ЭЭГ, УЗИ). После проведенного диагностического исследования устанавливает причину развития депрессивного расстройства.
- Консультация психиатра. После исключения всех возможных соматических заболеваний, пациента направляют на консультацию к психиатру. Специалист во время беседы определяет наличие эмоциональных реакций, изменения в поведении ребенка. Уточняет психологические факторы, которые вызвали развитие депрессии. Психиатр анализирует результаты обследований всех специалистов и устанавливает диагноз.
- Психолог. Психолог с медицинским образованием в области психиатрии проводит у детей дошкольного возраста специальные психодиагностические методики. Для этого используется тестирование на основе специальных рисунков, позволяющих определить эмоциональную сферу ребенка.
Лечение депрессии у детей
Для лечения детской депрессии специалисты используют медикаментозную терапию и психотерапию. Дополнительно проводятся специальные мероприятия, позволяющие адаптировать детей к социальной реабилитации.
В качестве медикаментозной терапии назначают антидепрессанты, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. После приема антидепрессантов результат можно заметить спустя 2 – 3 недели. Препараты практически не имеют побочных эффектов. После употребления лекарственных средств наблюдается спокойствие, отсутствие дискомфорта, болевых ощущений, паники, страхов.
Когнитивно-бихевиоральная терапия проводится психологом, который обучает ребенка проявлению собственных чувств и эмоций, обеспечивает ему моральную поддержку на протяжении всего лечения. Специалист использует специальные техники, позволяющие улучшить настроение и поведение пациента. Основной задачей данной методики служит расслабление. Применяются также дыхательные техники, рисование, сказкотерапия.
Семейная терапия основывается на работе специалиста с ребенком и его родителями. Основной целью занятий является восстановление гармоничных отношений в семье.
Для предотвращения повторных проявлений депрессии у детей рекомендуется соблюдать профилактические меры. Родителям необходимо создать благоприятную и комфортную обстановку в семье, поддерживать ребенка в любой непредвиденной ситуации и участвовать в его делах. Следует посещать специалистов для определения оценки эмоционального состояния ребенка. Самостоятельное назначение или отмена препаратов категорически запрещается.