Страхи у детей – беспокойство или повышенная тревожность, ощущаемая детьми при появлении реальной или мнимой угрозы для их жизнедеятельности. Детские страхи часто возникают на фоне психологического воздействия со стороны взрослых людей. В основном родители стараются оказать психологическое давление на своего ребенка.
Страх у детей не всегда приводит к нарушению эмоционального фона. Любые эмоции выполняют защитные реакции в различных сферах жизнедеятельности личности. Например, предостерегают детей в школьных экскурсиях от получения травм. Именно такие поведенческие реакции служат защитным механизмом страхов.
Содержание
Причины детских страхов
Каждый человек в своей жизни испытывал чувство страха, который выступает в качестве мощной эмоции с целью инстинкта самосохранения. Причины детских страхов могут быть разные: громкий стук, резкий хлопок, крик, применение физической силы в их адрес.
Психология детских страхов заложена в провоцирующих факторах, вызывающих негативные эмоции. Страхи в младенчестве возникают при отсутствии матери. Ребенок начинает громко плакать и требует ее присутствия. Вызвать страх у ребенка могут резкие звуки или внезапное появление незнакомых людей. В дошкольном возрасте регулярно проявляются ночные страхи у детей. Обычно они сопровождаются кошмарами и мешают ребенку полноценно заснуть. Боязнь в таком возрасте обусловлена инстинктом защиты и самосохранения.
Страхи у детей дошкольного возраста характеризуются опасением темноты, определенных персонажей, замкнутого пространства, одиночества.
В младшем школьном возрасте детские страхи возникают при отсутствии социальной адаптации в учебном заведении. Появляется боязнь несоответствия социального статуса по отношению к одноклассникам и другим учащимся.
С моментом взросления обзор страхов у детей расширяется. Подростки испытывают опасения непризнания со стороны ровесников и взрослого поколения. Боятся физических изменений, которые происходят с ними. Характерными признаками служит отсутствие уверенности в себе, заниженная самооценка, требующая психологической помощи.
Именно в этом периоде наблюдаются невротические состояния, глобальные душевные переживания, которые стали следствием присутствующих страхов у детей. Подростки стремятся контролировать собственные чувства, эмоции и поступки. Подобные проявления относятся к невротическому состоянию.
Однако самым опасным проявлением считаются панические страхи. Причиной служат посттравматические расстройства детей, пережитые в раннем детстве. Среди симптоматических признаков выделяют: невротический тик, нарушение сна, агрессия, тревожность, дефицит внимания. Именно такие симптомы могут спровоцировать развитие психических патологий.
Различные опасения и переживания у детей возникают на фоне поведения родителей, взаимоотношений их с другими членами семьи, и, конечно – же, к собственному ребенку. Взрослые, стремящиеся оградить своего малыша от окружающего мира и других негативных факторов, провоцируют у ребенка появление стрессовых ситуаций. Поведенческая реакция родителей формирует у него устойчивость к различным опасностям.
Следующим важным фактором служат конфликты в семье, вызывающие у ребенка панический страх, агрессивность, душевные переживания. Подобное состояние провоцирует у ребенка развитие и формирование неврозов.
Диагностика детских страхов
Для проведения диагностики детских страхов, следует знать их виды и проявления. Реальный страх возникает и проявляется на фоне инстинкта самосохранения при возникающей опасности, вызывающей угрозу жизни и здоровью ребенка.
Страхи и тревожность детей невротического характера связаны с расстройством функционирования психической деятельности. Наблюдается регулярное боязливое состояние, которое не связано с конкретной ситуацией. Именно психологическое диагностирование поможет выявить и установить причины появления боязни различного характера.
Психологи для диагностики страхов у детей используют метод рисования, лепки или беседы с ними. При выборе методики с целью диагностирования детских страхов используют различные психологические тесты, позволяющие получить достоверный результат. Специалисты учитывают также индивидуальные особенности и черты характера каждого ребенка.
Детские страхи подразделяют на 2 формы: немые и невидимые. Немые страхи характеризуются непризнанием малышей наличия у них определенной боязни. Однако родители подобные опасения обнаруживают. Основными проявлениями их служит боязнь животных, посторонних людей, незнакомой обстановки или громких звуков.
Невидимые страхи у детей заключаются в полном осознании собственных опасений, которые взрослые не замечают. Форма патологического расстройства считается самой распространенной. Детей пугают наказания за счет совершенного ими неправильного поступка. Присутствие боязни свидетельствует о наличии серьезные проблем при общении с родителями. При подтверждении специалистами данной формы расстройства, следует изменить метод воспитания и постараться найти контакт с ребенком.
Страхи и тревожность детей – повод задуматься о посещении специалиста. Своевременно проведенная диагностика позволит избежать глобальных последствий.
Смелость и страх у детей
Преодолеть страх у ребенка – глобальная проблема, с которой сталкивается большинство родителей. Смелость – мощная черта характера, которую следует выработать с целью преодоления боязни различного происхождения. Детские страхи регулярно выходят за пределы границ обычного инстинкта самосохранения и приобретают нелепую форму. Смелость и уверенность в собственных силах помогут справиться с опасениями и переживаниями.
Храбрые поступки, уверенные действия, позитивное мышление – способны одержать победу над собственными страхами и негативными эмоциями. Контроль над своими мыслями позволит преодолеть собственную боязнь.
Психологи утверждают, что страхи у детей дошкольного возраста легко поддаются психологической коррекции. Они исчезают полностью и бесследно, если обнаружены конкретные причины их появления и подобрана техника правильного отношения к ним. Если ребенок реагирует на различные ситуации болезненно, то в данном случае присутствует истощение нервной системы и физическое ослабление личности.
Для оказания помощи ребенку необходимо проработать ближайшее его окружение с целью устранения негативных факторов, которые влияют на его самочувствие. В результате состояние придет в норму. Психологическая работа с родителями – важный и эффективный прием коррекции детских страхов.
Смелость и страх – важные реакции ребенка, помогающие осуществить контроль над его эмоциями. Смелость помогает принять правильное решение, а страх полная ее противоположность. Смелые малыши настойчивые, упорные, способные достичь желаемой цели. Выработать в ребенке смелость – главная задача родителей.
Для формирования смелости, родителям настоятельно рекомендуется избегать ругани и криков в сторону малышей. Похвала, отсутствие негативных высказываний в сторону ребят, поможет выработать и сформировать смелость.
Коррекция детских страхов
Характерным проявлением детских страхов служит специфическая их особенность за счет того, что подрастающая личность не в состоянии самостоятельно сформулировать просьбу или доходчиво объяснить взрослым, что их пугает. Для получения успеха от психологической коррекции, стоит сначала определить фактор, который негативно воздействует на ребенка. В дошкольном возрасте их обычно пугает негативный персонаж, темнота, страх одиночества.
При проведении психокоррекции самой эффективной техникой считается рисунок, на котором малыш отражает свои переживания и тревогу. Некоторые дети отказываются рисовать и скрывают свою внутреннюю боязнь. Психологи в таком случае применяют более мощные техники: игротерапию, сказкотерапию, групповую терапию.
Взрослым важно помнить, что нельзя насмехаться над детьми, сравнивать их с ровесниками и друзьями, называть трусливыми. Ребятам нужно помочь осознать, что страх относится к естественной реакции организма и выступает в качестве мощной защиты в различных ситуациях. Ребенок должен понять, что собственную боязнь нужно научиться контролировать.
Как преодолеть страх детям
Для преодоления детских страхов самым результативным и эффективным методом считается игра. Психологи установили, что ребенок, находящийся в окружении ровесников, меньше подвержен страхам и переживаниям.
Специалисты утверждают, что игровой процесс преодолевает боязни у детей различного происхождения. Ребенку необходимо проявлять собственные чувства в открытой форме. В жизни существуют определенные ограничения, поведенческие нормы, правила приличия и другие аспекты социума. В результате которых, взрослеющие личности не имеют способности к самовыражению, после чего развивается и формируется страх.
Игры помогают адекватно воспринимать собственные эмоции, правильно осознавать происходящие события. Игровой процесс устраняет чрезмерное эмоциональное напряжение. Игровая терапия обычно проводится в комплексе с другими методиками, что позволяет активизировать психологические процессы и создать позитивный настрой.
Для преодоления страхов рекомендуется соблюдать профилактические меры, предотвращающие их возникновение:
- Взрослым следует перестать пугать малышей различными сказочными персонажами, которые вызывают опасения и тревогу.
- Важно не обсуждать при них страшные истории.
- Соблюдать контроль над своим чадом во время просмотра телепередач.
- Избегать рассказов по поводу присутствующих собственных страхов.
Семья для ребенка – надежный тыл и мощная защита. Подрастающие личности должны понимать, что именно в семье они полностью защищены. Они должны чувствовать уверенность в себе, ощущать заботу и любовь родителей. Гармония и благоприятная атмосфера в семье предотвратят возникновение тревоги и страхов.